





03.05.2023 года состоялась традиционная встреча педагогов по системе наставничества. Работа была организованна в форме семинара на тему: «Конфликты в ДОУ и пути их разрешения». Выступающим был педагог-наставник Савина Ольга Владимировна.
Цель встречи: дать представление о конфликтах, возникающих в педагогическом коллективе, его причинах, особенностях, последствиях, способствовать сплочению коллектива, снятию эмоционального напряжения, умения понимать друг друга без слов, обучить простым способам избавления от негативных эмоций.
Ольга Владимировна начала свое выступление с притчи «Коробочка», мораль которой была такова, что каждый человек имеет свой жизненный опыт. Поскольку мы воспринимаем мир неодинаково, возможны и неверное восприятие, и недоразумения, и различия в ценностях и потребностях. Эти различия влияют на то, как мы реагируем, чувствуем, думаем, действуем. Чтобы быть успешными, необходимо расширить своё видение и восприятие мира. Далее, педагог-наставник познакомила с понятием Конфликта. Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений. Серьезное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.
Причинами конфликта может послужить:
- Неумение владеть своими эмоциями.
- Люди не подходят друг другу по поведению, характеру, взглядам.
- Вмешивается в конфликт кто-то третий.
- «Ошибка настроения».
Неадекватное поведение в конфликте приводит к поспешным, необдуманным действиям, ухудшает отношения между людьми, приводит к нарушению границ толерантности.
Но конфликты могут возникать не только между взрослыми. В детском саду часто возникают споры между детьми, поэтому задача педагога (воспитателя) научить воспитанников некоторым правилам жизни, в которые входит умение выразить своё желание, выслушать желание другого, умение договариваться.
Ольга Владимировна уточнила, что выделяют два метода конфликта:
Деструктивный метод «Уйду, и не буду с ним играть, общаться», «Сам буду играть», либо привлечение внешних средств для разрешения конфликта «Позову воспитателя и она всё равно решить проблему», либо агрессивное её разрешение «Всех побью и сделаю так, как я этого хочу»).
Конструктивный выход из конфликта предполагает продвижение в ситуации и её разрешения «Предложу другую игру», «Спрошу у ребят, во что лучше поиграть»).
Рассказала, что педагоги должны придерживаться определенных принципов в конфликте:
- Конфликты в детском коллективе легче предупредить, чем разрешать.
- Очень важен личный пример воспитателя, когда его оценки касаются только поступков детей.
- Развитие самоконтроля – это когда дети знакомы с определенными стандартами, правилами, регуляторами, которые помогают в конфликтной ситуации.
- Развитие навыков общения детей со сверстниками.
- Воспитатель предлагает детям дошкольного и младшего школьного возраста игры и активно в них участвует.
- Для доверительных бесед с детьми в группе можно оборудовать такие уголки и зоны как: «Уголок доверия», «Уголок для друзей», «Островок доверия», «Секретная комната», «Стол переговоров», «Коврик мира», «Мирные стулья».
В ходе семинара Ольга Владимировна провела с педагогами тест «Конфликтная ли Вы личность?» и зачитала результаты полученных данных, а также дала рекомендации.
Также педагогам было дано выполнить практическое упражнение «Найди правильный ответ», в ходе которого педагогам необходимо было соотнести название стиля поведения человека в конфликте с описанием каждого стиля.
Далее, были рассмотрены и разыграны две педагогические ситуации, часто встречаемые среди педагогов-детей-родителей.
В заключении встречи с педагогами было проведено антистрессовое упражнение «Стирание» и релаксационный тренинг.