«Организация развивающей предметно-пространственной среды»
04 июня 2024 года состоялась традиционная встреча педагогов по системе наставничества. Работа прошла в форме деловой игры на тему: «Организация развивающей предметно-пространственной среды». Данная тема была подготовлена куратором программы Наставничества, старшим воспитателем – Аракелянц Нелли Артуровной.
Целью встречи по данной теме являлось выявление и обобщение знаний педагогов об организации развивающей предметно-пространственной среды согласно требованиям ФГОС ДО.
Задачи:
— повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации РППС;
— обеспечение подготовки к проектированию РППС;
— формирование умений проектировать и прогнозировать РППС в группах ДОУ.
Нелли Артуровна пояснила, что одним из необходимых условий в обучении и воспитании становится создание развивающего пространства в ДОУ. Организуя предметно-пространственную среду в групповом помещении, педагоги должны учитывать все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально-потребностной сферы.
При организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо учитывать нормативные требования:
— Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», гл. 3, ст. 32 «Материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств»;
— Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; 3.3. «Требования к развивающей предметно-пространственной среде»;
— Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
— Письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 035146ин/1403 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».
Далее, Нелли Артуровна провела разминку «Мозговой штурм», где педагогам необходимо было отвечать на вопросы, касаемые развивающей предметно-пространственной среды.
Следующим заданием предлагалось выполнить упражнение «Дополни недостающие слова», где необходимо было вписать слова по смыслу, которых не достает в тексте. Речь шла об особенностях РППС.
Педагоги систематизировали центры активности по секторам (центрам развития), разделив центры на три сектора:
Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе), включающий в себя:
— центр игры
— центр двигательной деятельности (уголок здоровья и физического развития)
— центр конструирования
— центр музыкальной и театрализованной деятельности
Спокойный сектор:
— центр книги
— центр отдыха
— центр природы
Рабочий сектор: (рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности.
— центр познавательной и исследовательской деятельности (экспериментирования)
— центр продуктивной и творческой деятельности
— центр правильной речи и моторики.
Итоговым упражнением данной встречи было упражнение «Чемодан», где педагогам предлагалось собрать чемодан в дальнюю дорогу, сложить в него то, что уже сделано по оснащению, обогащению, пополнению РППС согласно ФГОС ДО, затем записать то, что надо еще сделать, собрать.
В завершении работы Нелли Артуровна представила коллегам Методы настроя на работу:
1) Любая предварительная работа. Как говорят художники: «Прежде чем делать эскиз, наточи карандаши». Карандаши мы уже наточили.
2) «Метод швейцарского сыра» — т.е. начинаем дело, «выгрызая» из разных мест наиболее эффективное, интересное, нужное, простое. Проанализировав ситуацию по организации РППС, активно «вгрызаемся».
3) «Промежуточная радость» — разбиваем работу на несколько этапов, за результат получаем награду (профессиональный рост, успехи детей, минуты общения с коллегами и т.д.)